Секция учителей-дефектологов классов и групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп

20.08.2020
20 августа в государственном учреждении образования «Средняя школа №4 г. Дзержинска» прошла секция учителей-дефектологов классов и групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп.

На заседании секции были рассмотрены вопросы  нормативного правового и учебно-методического обеспечения организации образовательного процесса  по образовательным программам специального образования на уровне дошкольного и общего среднего образования в 2020/2021 учебном году. Акцентировалось внимание на приоритетных направлениях деятельности учителей-дефектологов по реализации содержания нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь по вопросам реализации образовательных программ специального образования  в 2020/2021 учебном году;  рассматривалось использование современных подходов к организации образовательного процесса, практическое применение форм и методов работы, использумых в инклюзивном образовании,  заполнение многокомпонентной организационно-технической системы “Банк данных о детях с особенностями психофизического разития”.

В качестве почетного гостя и выступающего на секцию была приглашена Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзиного образования БГПУ имени Максима Танка, кандидат психологических наук, доцент.  В своем докладе “Инклюзивное образование: сущность, преимущества, перспективы” Елена Анатольевна подробно и компетентно рассказала о перспективах инклюзивного образования, рассмотрела вопросы зарождающегося инклюзивного образования и действующей модели интегрированного обучения и воспитания,  проанализировала их преимущества и недостатки. Елена Анатольевна поделилась полученным  опытом о реализации образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в других странах, что вызвало немалый интерес и даже удивление у слушателей. Обратила внимание на применение различных ассистивных средств для людей с особенностями психофизического развития, сделала акцент на уровне социализации людей  с различными  отклонениями за рубежом.

Так же Елена Анатольевна рассказала о промежуточных результатах трехлетнего эксперементального проекта, который стартовал  с сентября 2018 года под названием «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР».  В эксперимент включены 14 школ и 7 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации всех регионов республики. Новизна экспериментального проекта заключается в апробации разных моделей, которые подробно были рассмротрены в ходе доклада.

Опыт создания инклюзивной образовательной среды в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования Елена Анатольевна представила на примере своей работы  в Национальном детском образовательно-оздоровительный центре “Зубренок”.

В конце выступления состоялся открытый диалог о нынешней системе специального образования, перспективах, вопросах, требующих для разрешения как с точки зрения научного подхода, так и профессиональной компетенции самих педагогов. Отдельно обсуждался вопрос об оказании помощи детям с расстройствами аутистического спектра: доступности условий образования, взаимодействия с родителями, создания условий для социализация данной категории обучающихся.

Подводя итоги встречи, Елена Анатольевна, представила неоспоримые доказательства необходимости внедрения инклюзивного образования  из отчета группы международных экспертов о научной доказательной базе инклюзивного образования, подготовленного по заказу  по заказу ЮНЕСКО в 2016 году. Приведенные факты  заключаются в том, что в основе инклюзивного образования лежит прагматическое основание: любой закрытый конгломерат (будь то английские элитные школы или гетто) являются наиболее опасными. РАЗНООБРАЗИЕ В ОБЩЕСТВЕ – НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНО!